Кондитер Украины • НОВОСТИ • 

| КОНДИТЕР УКРАИНЫ | Паспорт отрасли | Предприятия | Выставки | Законодательство | Бизнес-информация | Реклама | Торговая площадка | Карьера у нас | Тренинги | На десерт |
2011-07-08Пчелы двигают экономику
Пчелы двигают экономику

Пчелы двигают экономику

Потребление меда в мире ежегодно растет на 5-10%, а кризис только усилил позиции наших пчеловодов на внешних рынках

Кризис не сказался на пчеловодческой отрасли. В 2008-2010 гг. наблюдалось наращивание производства меда с 68 тыс. до 120 тыс. т соответственно. Спрос на мед растет и на внешнем, и на внутреннем рынках. Ежегодно украинцы увеличивают потребление меда на 10-15%. Ежегодно отечественный рынок «съедает» не менее 110 тыс. т меда на сумму более USD6 млн. Данная отрасль только укрепляет свои позиции на внутреннем и мировом рынках. Потребление меда в Украине ежегодно растет (1,1-1,3 кг в год на душу населения) и составляет 60-80% от мощностей внутреннего рынка: только 5-15% идет на экспорт, незначительная доля возвращается в остатке и на откорм пчел. Согласно структуре производства, более всего производится меда подсолнечника.

«Производство меда превышает объем потребления украинцами данного вида продукции, наша страна практически не испытывает потребности в его импорте»,— считают в ООО «Маркетинговая компания «Синергия». Это отражается на мизерности импорто-экспортных поставок. Еще в 2005 г. Украина вообще мед не импортировала. С 2006-го по 2010 г. объемы поставок выросли с 29 т до 107 т соответственно, т.е. более чем в три раза. Выручка медогонов выросла за это время с USD47 тыс. до USD292 тыс. — более чем в шесть раз по причине подорожания продукции.

Экспорт

Пока нельзя сказать, что отрасль экспорто ориентирована, поскольку за последние пять лет (с 2006-го по 2010 г.) отгрузки меда за рубеж не превысили 7%. Но динамика наращивания внешних отгрузок очевидна. За отчетный период экспорт увеличился с 6,5 тыс. т до 7,3 тыс. т в 2009 г. В денежном выражении экспорт приумножил доходы пчеловодов с USD9 млн. до USD20 млн., практически в два раза.

Кризис подстегнул производителей к внешним поставкам. Повышение мировых цен на мед в 2008-2009 гг. предоставило Украине шанс закрепить позиции на европейском рынке этой продукции. В 2008 г. Украина экспортировала 3,2 тыс. т меда на общую сумму USD8,3 млн., увеличив экспорт в денежном измерении на 47% по сравнению с 2007 г. Согласно данным Госкомстата, в 2009 г. экспорт меда увеличился более чем в два раза по отношению к 2005, 2007, 2008 гг. и составил практически 7,4 тыс. т (6,3% от объема производства). Причиной такой динамики эксперты называют рост мировых цен на мед после временной стагнации, что стало результатом недопроизводства меда в некоторых основных странах-экспортерах, особенно в Канаде и Аргентине. В 2010 г. объем экспорта меда из Украины снизился на 315 т (примерно на 5%), при этом показав рост в денежном выражении на USD2,8 млн.

«За январь-апрель 2011 г. Украина экспортировала меда на внешние рынки практически вдвое больше, чем за аналогичный период 2010 г. — 3,4 тыс. т против 1,7 тыс. В денежном выражении экспорт также был более успешен в январе-апреле 2011 г. — выручка составила свыше USD10 млн. против USD5 млн. в январе-апреле 2010 г. Хотя в июне начались трудности со сбытом на один из ближайших рынков — в Беларусь. «В 2010 г. мы экспортировали 180 т меда. В 2011 г. пока только 50 т — сказывается экономическая ситуация в Беларуси. Туда мы поставляем фасованный мед. Наша продукция в этой упаковке уникальна на этом рынке»,— рассказывает Анатолий Салтан, директор ООО «Меганом».

Увеличению экспорта украинского меда за последнее десятилетие способствовало признание в 2003 г. Еврокомиссией соответствия его качества европейским стандартам.

«Основная доля экспорта украинского меда (более 50%) в 2010 г. пришлась на Российскую Федерацию. Вторым по величине экспортером продукта была Германия, на долю которой пришлось более 20% экспорта украинского меда.

Другими странами-экспортерами, удельный вес которых в экспорте продукта колеблется от 2% до 7%, являются Беларусь, Польша, США, Словакия, Чехия»,— говорят в «Синергии».

В январе-апреле 2011 г. основным потребителем украинского меда также была Россия, с долей экспорта более чем в 35%. На втором месте была Германия, на чью долю пришлось более 30% экспорта. И более 10% пришлось на Польшу. Другими странами-экспортерами, удельный вес которых в экспорте продукта колеблется от 3% до 7%, являются Словакия, Чехия, Беларусь, США.

Привлекательность бизнеса

Производство меда — выгодное дело. Отечественные предприниматели, которые занимаются пчеловодством, получают почти 100%-ную прибыль. Но это касается средних пасек, в которых насчитывается более 60 пчелиных семей. В таком случае окупить такой бизнес для себя можно всего за несколько лет. Чтобы завести пасеку, предпринимателю достаточно иметь USD500 для закупки 2-3 пчелиных семей, обустройства ульев и приобретения простейшего реманента. В среднем бизнес работает с 40%-ной рентабельностью. «Основной доход мелким и средним пасечникам приносит продажа самого меда (90% всех доходов). Остальные медопродукты, как правило, употребляются родственниками и близкими пасечников и весьма редко выставляются на продажу. Иная ситуация в более крупных организациях, изначально ориентированных на продажу своего продукта в городах-миллионниках»,— отмечают в «Синергии».Таким компаниям чистый мед приносит только 40% дохода, остальные 60% обеспечивают продукты пчеловодства.

Пчеловод, предлагающий качественный продукт от 50 пчелиных семей, может рассчитывать минимум на 2,5-3,5 тыс. грн. ежемесячной прибыли. В целом если постоянный потребитель уверен в качестве продукта и знает, что он был создан в относительно экологически чистой местности, опытный пасечник может работать даже с 80%-ной рентабельностью. В то же время начинающий предприниматель, еще не добившийся высоких «урожаев» со своей пчелиной семьи, будет работать с 10-15%-ной рентабельностью. Что касается стартового капитала, то цена на одну пчелиную семью в Украине может колебаться от 200 до 1000 грн. При удачном стечении обстоятельств при начальном вложении USD500 уже в следующем году продажа медопродуктов может принести USD600-1000. Серьезный бизнес начинается в том случае, если во владении фермера оказывается сотня и более пчелиных ульев.

Конкуренция

В Украине насчитывается более 2 тыс. производителей меда. 95% украинского медового урожая обеспечивают частные хозяйства. Несколько сот тысяч пасек больше напоминают хобби или промысел, нежели современную индустрию.

За 2005-2009 гг. структура производства меда в регионах Украины сложилась следующая: лидируют по объему производства продукта Полтавская (12%), Донецкая (11%) и Черкасская (9%) области. От 5% до 7% объема производимой продукции принадлежит Кировоградской, Запорожской, Винницкой, Харьковской, Сумской и Киевской областям. Наибольшее количество предприятий по производству меда находится в Винницкой (219), Полтавской (168) и Черкасской (151) областях. Что же касается объема производства продукции в расчете на одно предприятие, тут лидируют Донецкая, Запорожская и Полтавская области.

Наиболее весомое положение на рынке занимают фасовщики компания «Бартник» — 35% переработки меда, Хмельницк, «Златомед», Кировоград — 20%, «Украинская медовая группа» — 20%. Другим участникам рынка достался пирог в объеме 35% рынка.

Цены

Для украинского меда характерна сравнительно низкая цена — в среднем USD2200 за 1 т, тогда как в странах Евросоюза этот продукт стоит не меньше USD3000. Национальные экспортеры сообщают, что закупают продукт у пчеловодов по средней цене USD1900-1950 за 1 т. Последние несколько лет рост цены на мед в среднем составлял около 50%. О повышении спроса свидетельствует тот факт, что оптовые закупочные цены в Украине только за два последних года выросли с 8 грн. до 17 грн. «Цены на готовый мед в Украине колеблются в достаточно широком диапазоне — от 18 до 60 грн./кг. Наиболее ходовой объем фасовки меда — упаковки от 380 г до 500 г. С начала 2008 г. пользуется также спросом и продукция в упаковке 125 г., а также порционный мед по 15-20 г»,— констатируют в «Синергии».

Прогноз

Эксперты прогнозируют, что для украинского рынка меда в следующие два-три года будут характерны следующие тенденции:

— перераспределение сбыта между стихийной (базарной) торговлей и организованной, в том числе увеличение продаж меда в ключевой рознице (сетевой ритейл, Cash & Carry);

— рост сегмента марочной фасованной продукции, где будут наиболее ликвидные позиции в фасовке 250 и 400 г;

— расширение подсегмента фасованного и рамочного сотового меда, а также композиций: мед+орехи, мед+сухофрукты;

— рост спроса на мед в связи с распространением философии здорового образа жизни, повышением цены на сахар.


Баланс рынка кондитерских изделий Украины.
Обзор рынка сахаристых кондитерских изделий Украины.
Индустриальный анализ украинского рынка шоколадных кондитерских изделий.
Индустриальный анализ украинского рынка мучнистых кондитерских изделий.


Агентство Промышленных Новостей>
Пчелы двигают экономику
Пчелы двигают экономику
На ту же тему:
Пчелы двигают экономику

Телефоны редакции: (+38 044)
Комментарии и вопросы по поводу сайта просим направлять по адресу: support@ukrfood.com.ua
©2003-2019 All rights reserved.